Музеи уже не те, какими их знали наши родители. И даже не те, в которые ходили старшие братья и сестры. Сегодня учреждения культуры во всем мире используют современные технологии, чтобы соответствовать глобальным тенденциям. Интерактивное взаимодействие и когнитивные инструменты становятся главным трендом музейно-выставочных пространств и точкой соприкосновения между социумом и технологическими компаниями.
Для рук
Традиционная миссия музеев всегда заключалась в сохранении величайших сокровищ человечества и их передаче следующему поколению. Цифровая эпоха несколько смещает фокус этой миссии, и теперь учреждения культуры ищут новые способы интеграции в современную реальность.
Например, Смитсоновский музея дизайна Купера-Хьюитта только что завершил длившийся полтора года проект по фотосъемке и оцифровке собственной коллекции из 210 тыс экспонатов, и практически все они теперь доступны для онлайн-просмотра. Это один из способов повысить доступность искусства, поскольку физически в музее бывает представлено от 500 до 700 экспонатов одновременно. Этот год был успешным: посещаемость музея превзошла все ожидания.
Что нового?
Музей работает с интерактивной платформой визуализации данных Microsoft Power BI, которая позволяет лучше понять поведение пользователей и помогает при планировании экспозиций и принятии решений о финансировании.
Photo: Matt Flynn © Smithsonian Institution
На выходе посетитель сдает перо, и вся коллекция, в том числе и выполненные им рисунки, загружается на интернет-страницу, указанную в билете. В среднем каждый посетитель сохраняет порядка 40 экспонатов в свою «частную» коллекцию. Некоторые посетители впоследствии даже используют созданные ими в музее цифровые рисунки для печати 3D-объектов.
К слову, в прошлом году Метрополитен-музей провел несколько хакатонов по 3D-печати с привлечением художников, деятелей искусства и посетителей музея. Такие семинары были призваны простимулировать участников для создания 3D-моделей объектов из коллекции Метрополитен-музея. Бруклинский музей пошел дальше и напечатал ряд 3D-объектов, чтобы помочь слепым и слабовидящим посетителям взаимодействовать с искусством по-новому.
Для глаз
При участии Samsung, Британский Музей использовал технологии дополненной реальности, чтобы создать образовательную программу для детей, где они могут исследовать виртуальный контент во время экскурсии по музею.
Австралийский музей в Сиднее планирует к следующему году обновлять одну из своих галерей, открытую в 1855 году, и сейчас сотрудники музея работают над созданием элементов дополненной реальности и интерактивных экспозиций на базе Microsoft HoloLens.
Если кейсы по дополненной реальности все чаще встречаются в сфере музейной деятельности, то истории связанные с искусственным интеллектом только начинают появляться. Лауреат премии IK Prize, итальянская группа Fabrica, использовала Microsoft Cognitive Services и программное обеспечение JoliBrain для создания решения на базе ИИ.
Программа сравнивает 30 тыс произведений британского искусства из коллекции Тейт с фотографиями современных событий с сайта сервиса Reuters Pictures. Когда машина находит визуальное и тематическое сходство, она публикует пару этих фото в онлайн-галерее. Посетители музея могут подобрать альтернативные пары, если они не согласны с выбором машины. Это помогает ей обучаться и совершенствоваться.
Для ушей
Например, зал славы Джимми Хендрикса представляет собой четыре экрана, на которых сменяются черно-белые кадры из выступлений артиста, а уникальная 3D-cистема AMBEO® буквально окружает посетителей и звучит на 360-градусов. Еще одним технологическим новшеством стала система аудиогида, запрограммированная интересным способом. Стоило посетителю повернуть голову или подойти к следующему экспонату, как в системе начинала играть специально подобранная мелодия и комментарий к ней.
Выставка стала логичным продолжением проведенного Sennheiser в 2013 году проекта, который был посвящен творчеству Дэвида Боуи. Однако на этот раз алгоритм был значительно улучшен.
Российский опыт

Проекты этого выставочного комплекса ориентированы на вовлечение зрителя в мультимедийное пространство и получение им необычного эмоционального опыта через взаимодействие с интерактивной средой.

У центра МАРС есть опыт работы как с привычными видами искусства, так и технологичными. Его история берет свое начало в 1988 году, МАРС появился как центр и стал первым негосударственным пространством в СССР, активно продвигавшим и экспонировавшим современное искусство: живопись, скульптуру, графику и другие привычные форматы. Галерея всегда была площадкой для экспериментов. Это привело к тому, что в феврале 2015 года мы выбрали для себя совершенно новое направление деятельности — аудиовизуальное искусство, где зритель становится не просто созерцателем, а соучастником процесса.
Мы все уже давно погружены в цифровой мир и не представляем, как возможно жить иначе. Теперь это наша естественная среда обитания. Сами технологии меняют потребительскую востребованность во всех сферах жизни, и искусство не исключение. В то же время у художников появилось множество инструментов самовыражения, новые форматы и совершенно другие масштабы. Следует отметить, что мультимедийное искусство — это довольно дорогостоящий жанр, и зачастую художник, даже имея определённые задумки, не может их реализовать чисто по техническим и финансовым соображениям.
Поэтому мы выступаем этаким «твердым плечом» для авторов. При этом достаточно сложно объяснить, что же такое мультимедиа с точки зрения искусства. В этом мы и видим свою миссию: сформулировать, что из себя представляет этот жанр, что для него характерно и чем он определяется.
Во все времена музеи обращали свой взор на прошлое, помогая современникам заглянуть в глубину исторических событий. Сегодня же картина стала меняться – современные технологии, которые входят практически в каждую сферу нашей жизни, стали частью глобальной трансформации музеев во всем мире.
В современных музеях теперь сосуществуют и прошлое, и будущее, а в центре всего перцептивного опыта – посетитель, который может теперь в буквальном смысле слышать, осязать и погружаться в новые арт-миры.
Скоро, вероятно, музеи будут представлять некие временные порталы, стирающие границы реальности, где можно будет своими глазами увидеть создание мировых шедевров, присутствовать на первых постановках классических пьес, и многое другое. Будущее уже очень близко.
Материалы по теме: