Как оказалось, люди чаще прощают ошибки харизматичным роботам и, более того, лгут им, чтобы не задеть их чувства.
Робот Pepper от SoftBank умеет распознавать эмоции людей и реагировать на них. Фото: Bloomberg
Исследователи из Бристольского университета и Университетского колледжа Лондона создали робота по имени Bert.
Bert должен был помогать участникам исследования на кухне. У робота было два больших глаза и рот, с помощью которых он мог выглядеть радостным или грустным, или вообще не выражать никаких эмоций.Во время эксперимента «эмоциональный» робот должен был помочь приготовить омлет, а именно передавать человеку яйца, соль, перец и масло.
В первый раз в ходе экспериментов робот безошибочно справлялся с заданиями и не проявлял никаких эмоций. Во второй раз он совершал ошибку и старался ее исправить, но ничего не говорил и снова был безэмоционален.
В третий раз Bert общался с поваром и задавал ему разные вопросы вроде: «Вы готовы взять яйцо?». Но когда Bert пытался помочь человеку, он ронял яйцо и делал грустное лицо — его глаза увеличивались, а уголки рта опускались вниз. Затем робот начинал извиняться и говорить, что он попробует выполнить задачу еще раз.
Когда омлет был готов, Bert спрашивал у повара, не нужна ли ему еще какая-нибудь помощь на кухне. Участники эксперимента признались, что боялись, что робот снова совершит ошибку и расстроится и поэтому говорили, что помощь не нужна. Один из участников солгал роботу, чтобы не задеть его чувства, а другие сказали, что чувствовали, будто их шантажируют на эмоциональном уровне.

В конце участников эксперимента спросили, с каким из роботов они бы предпочли работать. Несмотря на то, что третья версия робота совершала ошибки, 15 человек из 21 выбрали именно ее.
Считается, что люди сильнее привязываются к тем роботам, которые умеют проявлять эмоции. Результаты исследования не только это подтверждают, но и говорят о том, что самые лучшие роботы необязательно должны идеально справляться со своей работой — гораздо важнее их эмоциональная связь с людьми.
По словам исследователей, ошибки в работе роботов «неизбежны» и им еще предстоит минимизировать их число.
«Человеческие качества роботов, такие как сожаление, могут отлично смягчать негативный опыт, — считает Адрианна Хэмачер, одна из исследователей, работающих над проектом. — Но мы должны очень внимательно отнестись к выбору качеств, на которых мы хотим сделать акцент, и скопировать у людей. Если не будет каких-то основных правил выбора, то у нас получатся роботы, личность каждого из которых будет уникальной. Прямо как у их создателей».
Эмоциональность — ключевая особенность таких человекоподобных роботов, как Pepper и Nadine, созданных для работы с людьми. Компания SoftBank, разработавшая обоих роботов, считает, что Pepper может помогать ухаживать за пожилыми людьми, а Nadine создана для работы на ресепшн.
Материалы по теме:
Этот робот будет сниться вам в кошмарах
Ученые заставили робота чувствовать боль