ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧИТАТЬ
Начнем с того, что опыта работы в редакциях до того, как прийти в Rusbase 2 года назад, у меня не было. А первые полгода я была единственным представителем «редакции». Новые сотрудники присоединялись постепенно. Все внешние признаки компании — корпоративная почта, фирменный стиль — у нас появлялись медленно, по очереди, иногда со скрипом, иногда как по маслу.
Мы учились пользоваться инструментами аналитики, знакомились с игроками и нарабатывали свою базу контактов, по-разному выстраивали режим работы.Вряд ли мастистым редакторам и асам журналистики будет хоть как-то интересен этот материал. Я пишу его для начинающих предпринимателей — нашей аудитории, чтобы они видели, что мы тоже барахтаемся, пытаемся построить свою «корпоративную культуру», упорядочить процессы и развиваться.
В этой колонке я пишу НЕ про работу с информацией, ньюсмейкерами и спикерами — а про организацию работы.
Нужно также сказать, что Rusbase — нишевое издание. Вряд ли наши процессы хоть как-то похожи на процессы, которые могут позволить себе редакции деловых и прочих изданий с большим штатом. И ни в коем случае не нужно считать, что я кого-то пытаюсь учить. Самой учиться — это да.
Первое. Мы работали из дома
Даже когда у Rusbase появился милый офис в центре (как мы его ласково называем, «коморкинг») — команде можно было, в целях экономии времени (на дорогу), работать из дома. Минус один, но он большой: неконтролируемость. Руководитель не знает, кто и сколько работал над тем или иным материалом. Недорабатывает или перерабатывает? Да, мы всегда (всегда!) старались придерживаться принципа доверия, но…
А вот у работы в офисе есть большие плюсы (именно для редакции):
-
можно оперативно обсуждать инфоповоды, быстро обмениваться контактами по той или иной теме. Вообще комментарии к материалам намного проще прогововаривать (добавляя эмоции), чем расписывать;
-
чтобы проглядеть чей-то текст, мне достаточно к нему повернуться;
-
есть ощущение, что мы команда;
-
видно, кто и сколько работает.
Второе. И швец, и жнец, и на дуде игрец
Конечно, мы разделяли зоны ответственности. У всех был план материалов и свое расписание. Дежурство по новостям переходило от человека к человеку — тоже по расписанию. А вот на внешний поток героев и тем реагировали все сами по себе, «как получится».
В общем, выглядело это примерно так: сегодня я дежурю по новостям — значит, реагирую на входящие в почте, общаюсь, пишу и мониторю новостные ленты. Но ведь еще у меня запланировано интервью на завтра — нужно подготовиться, а также вон тот спикер до сих не ответил на вчерашний запрос — нужно ему напомнить.
Журналист всегда перегружен информацией. И чем меньше ему приходит информации «сторонней», чем меньше ему приходится решать срочных задач — тем лучше.
Сейчас обязанности четко разделены. Редактору длинных форматов Анне не нужно заниматься картиной дня, а новостнику Олегу — подбирать героев для интервью. Каждый знает, где его зона ответственности, как в ней работать и какую скорость выбрать.
Третье. У нас не было системы тегов
Мы периодически созванивались по скайпу с нашим SEOшником, чтобы понять, какими должны быть теги — но в систему это не складывалось. Одно время нам казалось, что чем больше тегов в материале — тем лучше. Писали всё: имена/фамилии упомянутых игроков, всевозможные связанные с темой слова (такие как «стартап» или «рынок ювелирных изделий»).
Однако самая большая ценность тегов, на мой взгляд, — в быстром поиске материалов по теме и в возможности увеличивать глубину материала через гиперссылки. Теперь у нас есть таблица тегов, с которой вся редакция должна сверяться. Здесь есть рубрики, названия ниш и отдельных игроков. Например, все новости и венчурных сделках вы можете найти по тегу deal, о сфере финансовых технологий — по тегу fintech, а о компании Apple — по тегу Apple.
Четвертое. Мы не переставали искать SMMщика
Несколько месяцев мы потратили на поиск великого SMM-бога, который совершит невероятное с нашими соцсетями, будет целыми днями играться с аудиторией и вообще. После общения со многими людьми, мы пришли к выводу, что никто лучше самого автора не может подать материал в соцсети. Человек «со стороны» не может жить сферой — а значит, толка от него будет немного.
Пятое. Не анализировали
Конечно, у нас были, и сейчас есть еженедельные аналитические отчеты по трафику. Но сейчас мы анализируем все каждый день, а не раз в неделю — это позволяет отслеживать, какие темы волнуют аудиторию и вовремя корректировать редакционный план. Сюда добавились инструменты для анализа трафика из соцсетей, utm-метки и специальные отчеты Google Analytics.
То, чем была редакция Rusbase два года назад, и то, что она представляет из себя сегодня — небо и земля! Интересно посмотреть, что будет через год.