Я был единственным представителем от России на Google Launchpad Week, который проходил в Тель-Авиве в январе этого года. Всего в программе участвовало более 10 команд, в основном, конечно, из Израиля.
Неудивительно, что половина израильских стартаперов свободно разговаривали со мной на русском языке.
Как они сами отмечают, четверть тех, кто работает в этой стране на технических или инженерных должностях, – русскоговорящие специалисты. И им интересно знать, что происходит в нашей стране.Был такой пример. Мы встретили людей, которые уехали из России в начале 90-х, и их очень интересовало как сейчас выглядит улица Горького (так они по-старинке называли Тверскую).
Подготовка к Google Launchpad Week
Перед поездкой я старался максимально быстро подтянуть свой английский. Также изучал текущую программу и программу прошедших курсов, просмотрел, какие команды уже участвовали, познакомился с их историей. Интересовали проекты, которые уже прошли акселерацию. Я находил их на CrunchBase и старался проследить путь развития, маркетинговые тактики и т.п.
Еще я пытался понять, какие инвесторы и в какие проекты инвестировали. Даже нашел несколько бизнес-ангелов, которые как раз в эти команды вкладывали деньги. В общем, в процессе подготовки почерпнул довольно много интересного.
Потенциал нашего проекта для корпорации был понятен изначально. У Google большой поисковый трафик в мусульманских странах, но в них нет сервисов знакомств, потому что они просто запрещены. В этом плане мы можем быть хорошими партнерами.
В Израиле никто не шутил по поводу мусульманских знакомств и вторых жен, они прекрасно понимают, как это все работает. Например, 2/3 рекламы для арабских стран придумывается именно в Израиле. Многие местные ИТ-специалисты говорят на арабском языке, да и вообще в стране 5% населения – это арабы.
Как оказалось, арабы далеко не однородны, и традиции внутри их социума отличаются. Какие-то народы более открыты для новшеств и технологий, другие закрыты – и к ним надо входить через общественных лидеров. Как минимум, маркетинговую стратегию нам следовало корректировать.
Как мы это сделали (уже после моего возвращения)? Все описания для пользователей мы перевели на французский язык – для многих арабов из стран Магриба он проще для восприятия, чем непосредственно арабский. Продукт был значительно упрощен, сократились анкеты, проведена интеграция с Instagram, который популярен в арабском мире, добавлены исчезающие сообщения (восточные люди не хотят много рассказывать о себе, но готовы много узнавать о других). И в целом мы поняли, что арабский мир сильно отличается и везде свои особенности и традиции, поэтому под каждую страну надо выстраивать свой маркетинг.
Что мы делали
В ходе программы нам много рассказывали про то, как взаимодействовать с сервисами Google, как приложению выйти на первые роли. Преподавателями были сотрудники корпорации или приглашенные эксперты, которые имеют за спиной реальный опыт. В основном мы получали знания по маркетингу и работе с потребителями. Нам рассказывали как работать с цифрами от Google, где брать какую статистику, знакомили с будущими проектами, которые проходят внутреннее тестирование.
Я бывал в разных американских акселераторах – Startup Monthly, Plug&Play... И могу точно сказать, что израильский кампус оказался как-то душевнее. Есть куча разных историй.
По вечерам здесь бесплатно раздавали сладости и пироги – из ближайшего ресторана прикатывают тележку и начинается настоящий нетворкинг.
Был такой забавный случай. Стою я как-то в очереди за пиццей, а передо мной два парня с реальными пушками: у одного на поясе Beretta 92G, а у другого – Magnum Desert Eagle. Первая мысль – «это кто такие: охранники или шпионы, внедренные Массадом и мировым закулисьем в стартаперскую среду? Протоколы сионских мудрецов и все такое…».
Но оказалось, что это обычные стартаперы со смузи и макбуками в наклейках. Просто в Израиле разрешено носить оружие. Вот и завязался с ними разговор на этой почве. Все закончилось обменом (нет, не оружием) контактами, а к нам еще подтянулись инвесторы и бизнес-ангелы. В конечном итоге выяснилось, что парни из Биробиджана.
Очень хочу отметить руководителя акселератора – Гаала. Если когда-нибудь будет составлен рейтинг самых доброжелательных и позитивных людей планеты, то не удивлюсь, если он окажется в первой дюжине.
Итоги, выводы и встреча с имамом
По итогам программы никто не ставил перед нами задачу показать быстрый результат. Идея была в том, чтобы набрать контактов, с которыми в дальнейшем можно поддерживать обратную связь, получать новую информацию для развития своего проекта. После акселерации я общаюсь практически со всеми участниками программы. Например, большинство менторов добавились в друзья в Facebook. Некоторые пишут письма, общаемся с ними уже предметно по бизнесу.
Получил я и обратную связь от Google. Было отмечено, что уровень проработки нашего проекта достаточно высокий. Мы получили рекомендации по переформатированию команды, изменению фокуса с России на другие страны. Вообще было очень много рекомендаций. К сожалению, некоторые из них уже трудно реализовать. Но будем думать...
Сейчас прошло уже 5 месяцев с момента участия в программе, и я вижу, что она дала новое развитие нашему проекту. Я изменил подход к customer development. Было решено, что проект в том виде придется оставить и начать новый по-полному Google фен-шую.
Из того, что уже сделано: произошла ротация в команде, мы упростили интерфейс, изменили маркетинговую тактику, в которой серьезный акцент делаем на продвижение через YouTube. Кстати, к нам присоединились арабские эксперты.
Пока мы не реализовали все замыслы. Планируем, что перезапуск проекта произойдет через месяц-полтора.
P.S. Хочу еще похвастаться достижением, не связанным с проектом. Одна из мусульманских святынь в Иерусалиме – это мечеть Аль-Акса. Так получилось, что мне удалось пообщаться с имамом этой мечети, хотя говорили, что шанс попасть к нему составляет менее 2%.
Как это вышло у меня? Дорога к имаму – это 5 кордонов полиции, на каждом из которых тебе задают по одному вопросу. Отвечаешь – проходишь к следующему. Так я преодолел 4 кордона, но на 5-м придумал следующий трюк: попросил полицейского не задавать мне вопрос, наоборот, я его спрашиваю, если он не отвечает, то я прохожу. И он не ответил.
Так я попал к имаму.
Материалы по теме: