Обухов пишет, что в России Uber «руководствуется своими внутренними правилами, регулируемыми законодательством Нидерландов». В итоге «ущерб, причиненный Российской Федерации, по оценкам специалистов, за все время работы Uber в Москве (с 2013 года — прим. Rusbase) составляет не менее 744 млн рублей». Цифры взяты из обращения, которое Сергею Обухову отправила Федерация автовладельцев России (копия есть у Rusbase).
Что не нравится ФАР
Федерация автовладельцев России (ФАР) указывает на следующие пункты в Правилах компании для пассажиров (правила нужно принять при регистрации в сервисе):
-
«Никакой платеж не подлежит возмещению»
-
«… Условия для пользователя подчиняются законодательству Нидерландов. Любой спор, разногласие или претензия… будут регулироваться исключительно компетентным судом в Амстердаме, Нидерланды, кроме тех ситуаций, когда вы сообщите компании Uber [о претензии] в течение одного месяца после того, как Uber отзовет свое право в соответствии с этим положением начать судебное разбирательство в Амстердаме».
В ФАР уверены, что компания Uber является не «сервисом», а фрахтовщиком легкового такси, так что должна выполнять обязанности фрахтовщика, установленные Федеральным законодательством. «При этом внутренние Правила компании Uber не содержат пунктов об обязанности фрахтовщика выдачи фрахтователю кассового чека или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси… Таким образом, компания Uber, сознательно… уклоняется от уплаты налогов». «От налогообложения уводится 80% оборота компании Uber», — уверены в ФАР.
Справка
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Глава 5. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси
1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
...
5. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.
Недавно российское отделение Uber написало открытое письмо в ответ на претензии ФАР и других организаций. В письме в том числе сообщается, что все транзакции в компании происходят автоматически: они прозрачны и их можно контролировать. «Новая контролируемая экономическая деятельность делает вклад в увеличение налоговых поступлений в стране», — считают в Uber.
В августе 2015 года сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ не выявила признаков нарушений антимонопольного законодательства онлайн-сервисами Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
Кампания против Uber в России
В конце января этого года представители российских общественных и некоммерческих организаций в области таксомоторного бизнеса подписали меморандум, направленный против Uber. Авторы меморандума заявили о начале «масштабной кампании», в рамках которой они требуют изменить законодательство и провести проверки сервисов такси. «...миллионная армия российских водителей такси фактически стала заложником транснациональных IT-корпораций и так называемых «диспетчерских служб» – вынуждена работать по 18—20 часов в сутки, чтобы прокормить свои семьи», – говорится в меморандуме.
Напомним, что недавно Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что власти Москвы могут запретить на территории столицы.
Микроскопическая доля Uber
Uber, как и другие столичные агрегаторы — «Яндекс.Такси» и Gett — занимает микроскопическую долю на рынке такси-перевозок в России. В масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских — «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.
Материалы по теме:
Кто рулит на российском рынке такси
Краткая история взлётов и падений Uber
9 стран, в которых Uber запрещен
Основные риски Uber при поиске финансирования
Стартап объединил 200 тысяч таксистов для конкуренции с Uber
Суд Франции подтвердил частичный запрет Uber
Бывший водитель Uber запускает «Анти-Uber» на основе blockchain