На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Rusbase

1 621 подписчик

Продакт-менеджер: чем занимается, сколько получает, как им стать

Кто такие продакт-менеджеры?

Менеджер по продукту (product manager) — актуальная и молодая профессия, но для людей не из IT-сферы часто непонятная. Продакты отвечают за жизнеспособность и успех на рынке любого вида продукта, необязательно технологического.

Пока профильного направления в классических вузах нет, в профессию переходят из совершенно разных областей: начиная от аналитики и разработки, заканчивая маркетингом, продажами или дизайном. Главное, что требуется от сотрудника, — это коммуникационные навыки и склонность к систематизации знаний и данных.

Продакт-менеджер отвечает как за процесс создания продукта, так и за достижение бизнес-метрик, включая монетизацию. В обязанности входит:

  • разработка долгосрочной стратегии продукта и возможных ее изменений; 

  • работа с командой разработки и аналитиками; 

  • получение обратной связи от пользователей, контроль сроков разработки и т. д.  

Когда перед компанией стоит задача вывода продукта на рынок, в процесс включаются интересы самых разных сторон: владельцев бизнеса, которые рассчитывают на прибыль, маркетологов, которые обязаны обеспечить соответствие продукта ожиданиям аудитории, разработчиков, ведь им придется воплощать задуманное в жизнь, и многих других.

Глобальная задача продакт-менеджера состоит в том, чтобы объединить пожелания, возможности и усилия всех сторон на пользу общему делу. Кроме того важно грамотно расставить приоритеты и понять, чем может пожертвовать разработка в пользу маркетинговой составляющей, и наоборот.

 

Есть ли спрос на продакт-менеджеров вне IT?

В сложном бизнесе, который работает на массовый рынок, все более значимым становится фактор скорости, а time to market (промежуток времени, за который продукт попадает на рынок) сжимается до предела. И даже если продукт очень хорош, конкуренты могут обойти компанию буквально на полкорпуса и свести все усилия бизнеса по запуску на нет. Эта конкурентная гонка, охватившая все рынки с высокой динамикой — от телекома и финансов до ритейла и FMCG — и диктует постоянно растущий спрос на менеджеров по продукту.

Мир быстро катился по цифровым рельсам, но 2020 год по понятным причинам сделал переход в digital для всех отраслей буквально мгновенным, но не всегда безболезненным. Именно продакт-менеджер помогает бизнесу понять конкурентов и отстроиться от них, монетизировать продукт, поставить задачи всем от дизайнеров до разработчиков, управлять всей вовлеченной в процесс командой и продуктом не только на стадии MVP (минимально жизнеспособной версии), но и дальше по всему жизненному циклу.

Среди отраслей, где уже внедряется продуктовый подход:

  • IT и Telecom;

  • E-Commerce и retail;

  • банки и финансы;

  • Education и EdTech;

  • большой сегмент различных магазинов и кофеен у дома, шоурумов, новых ярких брендов;

  • и даже правительственные организации.

И поскольку в цифре теперь все — нужны люди, способные поддержать запуск новых массовых продуктов.

 

Сколько получают продакт-менеджеры?

О востребованности продакт-менеджеров и средней зарплате на необычной новой должности можно судить на основании объективных индикаторов. На момент написания статьи в базе портала HeadHunter было 2152 вакансии на продактов в Москве и более четырех тыс. по всей России. Средние зарплаты приводим в графике ниже.

 

 

По данным «Хабр.Карьера», по итогам второго полугодия 2020 года средняя зарплата продакт-менеджера составляла 150 тыс. рублей, а верхняя планка приближалась к 240 тыс. Поскольку за второе полугодие 2020 года зарплаты айтишников выросли на 2,7%, то и размер оплаты труда продакт-менеджера также постоянно идет в гору. Интересно, что по зарплатному уровню продакты обходят менеджеров проектов, что отображено на диаграмме, и вплотную приближаются к топ-менеджерским вакансиям в отрасли, например, к IT-директорам.

С западным рынком сравнивать российские зарплаты пока сложно. IT-отрасль за рубежом более зрелая, да и уровень компетенций специалистов в целом не сопоставим, но все-таки посмотреть на зарубежный опыт интересно.

По данным Pragmatic Institute, менеджер на позиции продакта сразу после обучения может претендовать на $112,5 тыс. в год (традиционно в США рассчитывается годовой доход специалиста, в пересчет на рубли и месячный заработок — это около 712 тыс. рублей), спустя восемь лет работы — $129,1 тыс. в год (около 818 тыс. рублей в месяц).

 

 

И еще пару любопытных цифр можно посмотреть по этой ссылке — индекс зарплатного уровня продактов в компании Google. Как видим, топовые специалисты этой категории уверенно пробивают психологическую отметку в $1 млн в год (правда, вместе с акциями компании и бонусами). Но все равно данные впечатляют.

Для нас эти цифры говорят о том, что продакт-менеджер во всем мире является высокооплачиваемой профессией. Интерес к ней подогревается еще и тем, что она дает хороший карьерный трамплин в digital тем, кто не готов глубоко прорастать в программирование и разработку и не имеет сильных математических скиллов, но при этом хочет разобраться в бизнесовой части вопроса. Вот почему продакт-менеджер сегодня одна из наиболее привлекательных профессий в IT без специальных навыков.

 

Что должен знать продакт-менеджер?

На практике можно встретить совершенно разные описания вакансий продакт-менеджеров: различия связаны в первую очередь с тем, что компании выбирают продактов под свои конкретные цели. Будучи профессионалом на стыке разных областей, продакт-менеджер должен не только хорошо разбираться в маркетинге, но и иметь четкие представления о законах того рынка, куда он выходит со своим продуктом.

Именно поэтому нельзя стать грамотным продактом сразу после получения диплома вуза: нужен еще и отраслевой бэкграунд. Анализу рынку, основам ценообразования и продвижению можно научиться в теории, но опыт приобретается только в поле.

Кстати, по данным Pragmatic Institute, образование продактов может включать даже MBA. Но общий вход в профессию открыт только с высшим образованием:

  • 40% продакт-менеджеров имеют диплом специалиста (мастера в международной классификации);

  • 43% довольствуются дипломом бакалавра;

  • 68% из работающих продактов имеют от одного до трез дополнительных сертификатов (профильных образований или курсов о прохождении дополнительных образовательных дисциплинах).

В России ситуация схожая: высшее образование вам потребуется, но в профильную категорию продакта можно перейти за 12-14 месяцев специального обучения — онлайн-курсы предлагают большинство крупных школ IT-профессий. Когда будете искать для себя курсы, обратите внимание, что предлагает вам компания кроме стандартных базовых лекций и семинаров. Это могут быть:

  • учебные модули, посвященные soft skills и искусству коммуникаций;

  • маркетинг;

  • создание MVP и работа с проектной командой;

  • актуальные дисциплины по направлениям бизнеса, в котором хотите работать;

  • постоянный персональный куратор или проектный руководитель группы;

  • партнерские компании и преподаватели-практики;

  • возможная помощь с трудоустройством в партнерские компании;

  • официальное разрешение на проведение образовательной деятельности и диплом гособразца.

И в завершение хочется сказать о перспективах работы в продакт-менеджменте. По нашим оценкам, спрос на продакт-менеджеров в ближайшие три-пять лет будет стремительно расти не только за счет IT, но и в первую очередь из-за развития смежных отраслей, которые после 2020 года находятся в процессе цифровой трансформации. 

Также будет развиваться онлайн-образование, поскольку возможность получить билет в профессию не выходя из дома особенно актуальна для регионов. Сейчас 50% вакансий продактов открыты в компаниях в Москве, но спрос на специалистов этой сферы в регионах определенно будет расти в ближайшие годы. Думаю, к 2025 году большинство компаний России перейдет на продуктовый подход.

Фото на обложке: Alex from the Rock/shutterstock.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх