На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Rusbase

1 617 подписчиков

Альтернатива кредиту и инвестиционный PR: зачем вашей компании облигации и как их выпустить

Облигации дают публичность бизнесу и влияют на повышение узнаваемости бренда — это своего рода инвестиционный PR, который очень важен в ситуации, когда амбиции компании предполагают выход на IPO и работу с институциональными, стратегическими инвесторами

Если бизнес вышел на стабильную рентабельность в последние несколько лет, обороты находятся на уровне 0,5–1,5 млрд рублей в год, можно смело смотреть в сторону облигаций.

 

Разберемся, как все устроено. 


Кому, когда и почему выгоден выпуск облигаций

Как правило, если предпринимателю понадобились деньги на развитие, первое, что приходит в голову — банк, и это вполне логично. Действительно, в банке могут изучить бизнес компании и предложить удобный финансовый инструмент в зависимости от потребностей: кредитную линию или овердрафт.

В ситуации, когда вас все устраивает — объем финансирования, условия, обеспечение, — вы обращаетесь в несколько банков, получаете денежные средства и спокойно развиваете бизнес. 

В ситуации, когда банковского фондирования не хватает или закончилось/отсутствует обеспечение, нужно искать альтернативы, и здесь облигации могут быть самым очевидным инструментом, соизмеримым по стоимости, но при этом более гибким в плане обеспечения, без обязательных требований в части залогов и поручительств. 

И дело не в том, что банк не хочет кредитовать бизнес без обеспечения, суть в другом: к банкам применяются жесткие требования регулятора в части создания резервов на беззалоговые кредиты, что негативно влияет на капитал, и даже в ситуации, когда бизнес прибыльный и проходит по всем параметрам кредитоспособности, получить кредит без залога бывает очень сложно.


create jobs 51 / Shutterstock


Основные преимущества облигаций

  • Необязательно наличие залогов, что удобно в ситуации, когда у бизнеса отсутствует обеспечение.

  • Можно единовременно получить достаточно большую сумму денег.

  • Выпуски можно делать регулярно, тем самым получая ликвидность в момент, когда это необходимо. 

  • По облигациям нет необходимости поддерживать обороты, как требуют банки.


Кто и как организует размещение

Самостоятельно разместить облигации нельзя, необходим брокер — организатор размещения. Как правило, это инвестиционные подразделения банков из топ-20 или крупнейшие инвестиционные компании. Необходимо обратиться в департамент по размещению облигаций — с его представителями можно будет обсудить все детали.

Более того, организатор поможет собрать необходимые документы для регистрации программы и выпуска на бирже. 

Если выпуск большой, организаторов может быть несколько.

При размещении каждый из них предложит поучаствовать в выпуске своим инвесторам, и у вас будет больше шансов на успех. Если выпуск небольшой, одного организатора будет достаточно.


Три кита первичного размещения


Шаг 1. Обозначить срок и объем

Программу облигаций можно зарегистрировать на бирже сразу на большую сумму, поэтому важно на начальном этапе определить ее срок и объем.

Наиболее распространенный сценарий — зарегистрировать программу на десятки миллиардов рублей на комфортный срок от 10 до 20 лет и в рамках программы делать выпуски объемом, который необходим бизнесу в моменте, причем при большом желании на рынок можно выйти в течение 2–3 недель.  


Шаг 2. Установить номинал

В случае первичного размещения лучше устанавливать небольшую номинальную стоимость бумаг — например, в одну тысячу рублей. Это сделает инструмент доступным для разного рода инвесторов — от частных с минимальным чеком до институциональных (крупные кредитно-финансовые компании, которые выступают в роли посредников). 

При первом размещении очень важно заинтересовать максимальное количество инвесторов, и минимальный номинал позволит это сделать.


Шаг 3. Определить регулярность выплаты купона и тела долга

Выплату купона (процентного дохода) можно сделать ежемесячной, квартальной и полугодовой, что очень удобно, так как в каждом бизнесе своя специфика и возможность планирования денежного потока является большим преимуществом.

Что касается основного долга, его можно выплачивать как в процессе жизни облигаций (обычно это происходит в период выплаты купона), так и в конце срока выпуска.


Кредитный рейтинг

Не обязательным, но важным моментом является получение кредитного рейтинга эмитента. Рейтинговых агентств много, из российских это «Эксперт РА» и АКРА — для первого размещения их рейтинга будет достаточно. 

Агентство запросит у компании список финансовых и юридических документов, а также проведет интервью с собственниками и топ-менеджерами. Срок присвоения рейтинга — от двух до трех месяцев. 

Это несложная процедура, которая подтвердит надежность компании и придаст дополнительную уверенность инвесторам. 


Что еще надо знать  

  • Процесс выхода на облигационный рынок достаточно долгий, в среднем занимает от шести месяцев до года. 

  • Нужно понимать, что рынок облигаций — это публичный рынок, и если до размещения можно было вести бизнес, не афишируя информацию о деятельности компании, то после выпуска необходимо будет раскрывать все существенные факты и финансовую отчетность.  

  • Перед размещением облигаций будет проходить Roadshow, то есть серия встреч с потенциальными инвесторами, в ходе которых нужно будет максимально детально и прозрачно рассказывать о бизнесе, формируя доверие к нему.


Личный опыт

По рекомендации организатора мы зарегистрировали программу на 15 лет на 10 млрд рублей. Самый сложный был именно первый выпуск, так как он предполагал регистрацию программы, да и у нас не было подобного опыта.

С момента знакомства с организатором до момента первого выпуска прошло около девяти месяцев — это нормально в ситуации, когда бизнес молодой и часть документов нужно было привести в порядок, а также подготовить материалы для Roadshow и провести необходимые регистрационные действия. 

Выпуск состоялся в сентябре 2017 года на 300 млн рублей, и мы разместили его полностью, что говорит о хорошо проведенном предварительном Roadshow. На текущий момент облигации занимают около 30% в структуре пассивов компании. 


Главный вывод

При правильном структурировании облигации могут стать незаменимым источником финансирования любого бизнеса, ведь публичность и выход на рынок, помимо получения долгового финансирования, создадут фундамент для решения стратегических задач, таких как выход на IPO или привлечение инвестиций в капитал.


Фото на обложке: larry1235 / Shutterstock 

Ссылка на первоисточник
наверх