Собственное производство и дефицит для каждой модели
Многие традиционные ритейлеры передают все производство на аутсорсинг, чтобы сосредоточиться на распространении и продаже товаров. Например, продукция конкурентов Zara, таких как H&M, Gap и прочих, производится в развивающихся странах, где оплата труда относительно невысока.
Это позволяет снизить затраты, но лишает компании гибкости, поскольку размещать заказы для зарубежных производителей нужно как минимум за шесть месяцев до начала сезона.Zara, в свою очередь, производит 60% собственной продукции, в основном полагаясь на свою команду дизайнеров и швейное оборудование в штаб-квартире в Испании. Благодаря этому компания может определять количество, дизайн и разнообразие производимых моделей одежды, а также ускоряет товарооборот.
-
Zara может придумать новую модель и запустить ее в магазины уже через четыре-пять недель, а также изменять существующие товары менее чем за две недели.
-
Если в течение первой недели новые модели плохо продаются, они немедленно отзываются из магазинов, а дальнейшие заказы отменяются. Затем их место занимают другие новинки.
Быстрый жизненный цикл продукта создает актуальность и дефицит в магазинах Zara.
Покупатель типичного магазина одежды в Испании посещает его 3 раза в год, а покупатель Zara — 17.
Когда Zara открыла свой первый магазин на улице Риджент-Стрит в Лондоне, многие покупатели лишь присматривали товары, планируя приобрести их позже, например во время распродажи. Затем им объяснили, что модели будут меняться каждые две недели, а старые, скорее всего, уже будут распроданы. Это побудило покупателей приобретать товары сразу. Впоследствии точка на Риджент-Стрит стала одной из самых прибыльных для Zara.
Фото: Sorbis / Shutterstock
Эта стратегия также позволяет бизнесу продавать больше товаров по полной цене. Zara продает 85% своей одежды за полную стоимость, в то время как средний показатель в индустрии — 60-70%. Inditex продает лишь около 18% своих товаров со скидкой, что составляет половину от среднего показателя в индустрии.
Конечно, зарплата европейских сотрудников Zara примерно в 5-7 раз выше, чем у их коллег из развивающихся стран. Однако сокращение временных затрат на производство оправдывает эти затраты.
Рекомендации
-
Рассмотрите возможность запустить собственное производство. Это дает множество конкурентных преимуществ и позволяет изменять продукты в любое время в ответ на потребности клиентов.
-
Создайте актуальность и дефицит. Это побуждает покупателей приобретать товары сразу. Если вы владеете традиционным магазином, сообщите, что сезонные товары, вероятно, скоро будут распроданы. Для онлайн-магазина можно подключить приложения Sales Pop и Checkout Boost: они отображают всплывающие сообщения, информирующие посетителей о том, что кто-то еще купил или выбрал тот или иной товар.
Фокус на текущих, а не будущих тенденциях
Zara прислушивается к своим покупателям и подстраивается под них. Компания фокусируется на их текущих модных потребностях вместо того, чтобы прогнозировать тенденции на ближайшее будущее.
85% продукции Zara производится во время сезона, благодаря чему сеть предлагает самые актуальные модели.
Zara производит заранее лишь 50-60% своей продуктовой линейки, а все остальное создается прямо во время сезона. Это позволяет компании предоставлять потребителям одежду, которую они хотят прямо сейчас. С момента определения тренда до появления готовых моделей на полках Zara может пройти не более 30 дней.
Цикл производства продукта начинается с исследования рынка. Специалисты изучают информацию из ежедневных отзывов и отчетов о продажах, а также опросов и интервью, которые проводит компания. Менеджеры магазинов обычно интересуются мнением покупателей о текущей продукции и узнают их пожелания на будущее. Эти данные сразу отправляются дизайнерам Zara, которые делают по ним зарисовки.
Zara собрала сильную команду дизайнеров, которые круглый год создают как собственные модели компании, так и те, что основаны на популярных трендах. Их офис расположен в городе Ла-Корунья на северо-западе Испании. Ежегодно Zara выпускает 10 тысяч новых моделей, в то время как H&M и GAP — 2-4 тысячи. Этим занимается команда дизайнеров и конструкторов из более чем 200 тысяч человек. Это означает, что каждый из них отвечает за производство около 60 моделей в год (1-2 в неделю).

Поскольку компания часто разрабатывает и вводит новые модели одежды, каждая производится партией по 200-300 тысяч единиц. Это намного ниже, чем у других брендов и не рентабельно с точки зрения дизайна и разработки продукции. Однако это компенсируется увеличением чистой прибыли.
Поскольку ассортимент постоянно обновляется, один или два плохо продающихся товара не навредят доходам компании. Кроме того, покупатели с большей вероятностью будут чаще посещать магазины, чтобы увидеть новинки. Фактически, Zara хранит запасы в течение 6 дней, в то время как H&M — 52 дня, а GAP — 94 дня.
Zara также прогнозирует тип и количество ткани, которую нужно закупить. Это разумная стратегия: ошибки в сырьевых материалах обходятся дешевле, чем в готовой продукции. К тому же из одной и той же ткани можно создавать различные предметы одежды. Zara также покупает полуобработанную или неокрашенную ткань, которую можно будет подстроить к актуальным потребностям рынка.
Рекомендации
-
Интересуйтесь мнением клиентов. Это помогает лучше понять их потребности, предоставить подходящие продукты и, соответственно, повысить продажи.
-
Проводите A/B-тестирование. Вместо того, чтобы массово распространять каждый товар, протестируйте как можно большее количество продукции в небольшом объеме. Затем выберите бестселлеры и сконцентрируйтесь на маркетинге и дистрибуции.
Быстрая доставка с помощью надежной системы распределения
Помимо ускоренного цикла производства продуктов, Zara также реализует одну из самых современных систем распределения в мире с минимальным участием человека.
-
Товары перемещаются по подземным путям протяженностью примерно в 200 км.
-
У компании более 400 точек продаж.
- Автоматические считывающие устройства сортируют и распределяют более 60 тысяч предметов одежды в час.
Централизация производства позволяет Zara минимизировать время доставки, что дает конкурентное преимущество. К тому же распределительный центр (Артейхо) и заводы (Ла-Корунья) расположены относительно близко друг к другу, что эффективно с точки зрения затрат. РЦ Zara не хранит продукцию: здесь она проверяется и сразу отправляется дальше воздушным или наземным транспортом.
Благодаря этой системе Zara доставляет товары в свои европейские отделения в течение 24 часов, а в американские и азиатские — менее чем за 40 часов. По словам профессора Нельсона Фреймана, который изучал историю Zara в 2010 году, компания может разработать продукт от концепции до полок магазинов за 15 дней. При этом отраслевой стандарт составляет до шести месяцев.
Рекомендации
-
Ускорьте время доставки. При необходимости передайте эту работу на аутсорсинг. Покупатели всегда предпочитают продавцов, которые не заставляют их ждать по несколько дней.
Минимальные затраты на маркетинг и лучшие торговые точки
Практически каждый современный модный бренд тратит огромные суммы на рекламу в Facebook, Instagram и прочих социальных сетях. Zara идет по другому пути: вместо того, чтобы вкладываться в маркетинг, она сосредотачивается на открытии новых магазинов.
Затраты на рекламу Zara составляют 0-0,3%, в то время как традиционные ритейлеры тратят 3-4%.
Благодаря этому Zara сокращает общие расходы, что делает международное расширение более выгодным.
Узнаваемость бренда также повышается за счет магазинов. В Zara есть специальный отдел, который занимается приобретением лучших торговых точек по всему миру. Он также отвечает за обновление дизайнов и витрин магазинов. Эта стратегия помогает создавать престижный и элегантный имидж бренда.
Рекомендации
-
Тщательно выбирайте расположение магазина. Иногда большие вложения в лучшее место позволяют сэкономить затраты на рекламу в будущем.